Советы логопеда для пап и мам.
Проблемы с развитием речевых навыков у ребенка, если они не имеют серьезных причин, могут быть устранены, если обращать больше внимание на его общее развитие, а также использовать несложные рекомендации логопедов.
Нередко нарушения в развитии речи ребенка связаны с недостатками в развитии челюстных мышц, которые непосредственно влияют и на состояние артикуляционного аппарата детей. Для того, чтобы укрепить эти мышцы, необходимо почаще заставлять ребенка жевать целые овощи, фрукты, сухари, корочки хлеба и целые кусочки мяса. Необходимо также заниматься с ребенком и развитием мышц щек и языка, для чего заставлять его совершать полоскательные движения, надувать щеки, удерживать воздух во рту, а также перекатывать его с одной половины рта на другую.
На развитие речи, да и на умственное развитие в целом, очень большое влияние оказывает мелкая моторика пальцев рук, развивать которую необходимо начинать с самого раннего возраста. Для того, чтобы пальчики малыша были более подвижными и послушными, надо почаще заставлять его самостоятельно застегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки и засучивать рукава. Можно сделать подобные занятия более интересными для малыша, если организовать их проведение на куклах.
Хорошо помогает развитию моторики лепка из пластилина, которая сама по себе может быть очень интересным занятием, а также поможет ребенку в его творческом развитии и формировании правильных речевых навыков.
Родителям следует иметь в виду, что нарушения в развитии разговорной речи у детей значительно легче устранить в более раннем возрасте, пока у детей не сформируется устойчивая привычка говорить неправильно, исправить которую будет уже значительно сложнее.
Признаки, при которых необходима консультация логопеда:
— маленький словарный запас ребенка;
— недостатки в фонетике, характеризующиеся неправильным произношением отдельных звуков;
— затруднения, связанные с разграничением различных оттенков слова;
— неправильное употребление предлогов, нарушения в управлении и согласовании слов по родам;
— недопонимание значения многих слов и неумение составлять предложения;
Первостепенной задачей родителей, при наличии подобных признаков у детей, является постоянная работа с ребенком, направленная на обогащение его активного словаря, обучение грамматическому строю и правилам построения связной и понятной речи.
Лучше всего начинать формирование словарного запаса ребенка с имен существительных, постепенно добавляя к ним глаголы и прилагательные. После того, как минимальный словарный запас будет сформирован, что достигается только путем постоянного повторения, можно переходить к словам с наиболее часто употребляемыми предлогами, при помощи которых, уже можно начинать овладевать механизмом соединения слов в предложения.
Родителям, проводящим обучающие и развивающие занятия со своими детьми, следует запастись терпением: на каждый из этапов таких занятий может уйти много времени и сил, но их результаты смогут порадовать не только вас, но и вашего ребенка, который обязательно почувствует их на себе — обретя новые возможности голосового общения с окружающим его миром.
КАК НАУЧИТЬ МАЛЫША ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ
Многие малыши не выговаривают половину звуков. Чтобы избежать этого, нужно каждый день делать упражнения для артикуляционного аппарата.
Есть даже специальная песенка (чтобы веселей заниматься). Она дает хорошую нагрузку губам, языку, щекам, гортани. Кроме того, когда малыш поет, в работу активно включаются легкие и диафрагма, формируется правильное дыхание.
А-а-а..! Пошире рот открой,
Не ленись и громче пой!
А-а-а..! Поем и я, и ты,
Упражнения просты: А-а-а..!
«У-у-у..!» – сказала, ежась, Зина. –
Ну, зимой и холодина!
«У-у-у..!» Вторят волки ей в лесу,
Они воют громко: «У-у-у..!»
О-о-о..! Округли красиво губы,
Разомкни немного зубы:
О-о-о..! Язык поглубже убери,
Вздохни ещё раз и тяни: О-о-о..!
И-и-и..! Какой ты весельчак!
Ты смеешься звонко так:
И-и-и..! На широком язычке
Звук рассыпался в смешке: И-и-и..!
Э-э-э… Я тебе задам вопрос.
Ты смешно наморщишь нос
И ответишь мне: Э-э-э…
Я не знаю, что сказать,
Может лучше промолчать? Э-э-э…
Ы-ы-ы… Зеваешь ты, мой соня,
Сладко тянешься с просонья:
Ы-ы-ы… Поспать еще часок
Или может выпить сок? Ы-ы-ы…
Ребенок идет в школу.
(Что нужно знать родителям)
Поступление ребёнка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы этот переход был тщательно подготовлен. В свою очередь, готовность ребёнка к обучению во многом определяется уровнем развития познавательной деятельности, содержательностью и возможностями языкового общения с окружающими.
У определённой части детей, поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференцировку фонем. В результате возникают трудности в различении близких по звучанию фонем, в овладении звуковым анализом и синтезом. Всё это снижает возможности полноценного овладения навыками письма и чтения. Трудности в овладении звуковым составом слова в обыденном общении редко улавливаются взрослыми. Они возникают на первом году обучения ребёнка в школе, когда усложняют усвоение письма и чтения. Анализ письменных работ неуспевающих учащихся позволил выявить ряд специфических ошибок на письме.
Фонетические ошибки, выражающиеся в заменах и смешениях букв, касающиеся определённых фонетических групп. Наиболее распространённые ошибки касаются свистящих и шипящих, звонких и глухих, сонорных звуков. Например: Лалиса идёт на работу – Лариса идёт на работу.
Ошибки, связанные с пропусками, перестановками букв, слогов. Чаще это касается безударного слога или согласных букв при стечении.
Например: крошун – коршун, кошоладка - шоколадка; осипед – велосипед. При разном уровне звукового анализа слов дети могут или совсем не овладевать чтением, или при внешнем неплохом чтении допускать ошибки угадывающего или побуквенного чтения (земля - змея), замены и перестановки букв (марашки - ромашки) и т.д. И в качестве необходимого условия всестороннего развития детей рассматривается формирование и совершенствование речи в различных её формах, а также активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти.
раскрыть » / « свернуть